Восприятие музыки
Известный ученый, автор множества книг, учебников и публикаций, профессор кафедры радиовещания и электроакустики МТУСИ Аркадий Павлович Ефимов (1920 — 2006) передал в редакцию рукопись своей статьи незадолго до кончины. Эту публикацию мы посвящаем памяти выдающегося исследователя и педагога, воспитавшего целую плеяду талантливых учеников.Восприятие певческих голосов
Певческий голос — тончайший по выразительности музыкальный инструмент. Большая степень эмоционального воздействия объясняется тем, что на ум и чувства человека воздействуют и эстетическая, и семантическая информация, причем последняя отличается, как правило, также высокой художественной ценностью, если для нее выбираются выдающиеся поэтические творения.
К физическим данным певческих голосов относят, прежде всего, высотный (частотный) и динамический диапазоны. Высотный диапазон обычно не превышает двух октав, а динамический — 35 дБ. Тембральные свойства певческого голоса определяются составом и интенсивностью обертонов. По частотному диапазону выделяют три основные группы женских голосов, три — мужских и две — детских.
Тип голоса | Частотный диапазон, Гц |
---|---|
Сопрано | 262…1318 |
Меццо-сопрано | 220…1048 |
Контральто | 175…784 |
Тенор | 131…587 |
Баритон | 110…440 |
Бас | 82…398 |
Дискант | 254…880 |
Альт | 196…598 |
В спектре голосов певцов, прошедших серьезную музыкальную подготовку, обнаружено своеобразное распределение интенсивности гармоник (обертонов). Имеются, по крайней мере, две частотные области, две группы обертонов, определяющих певческие качества голосов и называемых певческими формантами. В зависимости от числовых значений частот певческих формант различают виды мужских и женских голосов. Для мужских голосов характерны низкая формантная область — частоты примерно 300…600 Гц и высокая формантная область — частоты примерно 2,5…3 кГц. В женских и детских голосах формантные области расположены по частоте несколько выше.
Низкая форманта придает мужскому голосу своеобразную массивность, мощь, высокая — особое свойство, именуемое музыкантами полетностью, «носкостью». Вокалисты обозначают этими словами способность певческого голоса переноситься вдаль, перекрывать звучность аккомпанирующего певцу оркестра, доноситься до слушателей. Особенно это свойство необходимо певцам оперного плана. Оркестр, находящийся в оперном театре ближе к слушателям, не должен мешать восприятию певцов-солистов, располагающихся дальше от слушателей, на сцене. Полетный, «носящий» голос — не обязательно громкий. Бывает, что сильный, «громоподобный» вблизи голос не слышен в большом зале. Наоборот, казалось бы, небольшой голос певца бывает хорошо слышен вдали.
Объяснение причин полетности, носкости голоса впервые дал выдающийся акустик С. И. Ржевкин. Эту идею развили его ученики Е. А. Рудаков и Д. Д. Юрченко. Они показали, что это свойство присуще лишь тем певцам, в голосе которых хорошо развита высокая форманта.
Певцу, обладающему ею, легко овладеть отличной дикцией, его хорошо слышно в большом зале. С нею голос — яркий, звучный, без нее — глухой, тусклый. Физиологическая причина полетности голоса та, что частоты высокой форманты приходятся на область наибольшей чувствительности слуха. В женских голосах высокая певческая форманта играет менее важную роль, чем в мужских. Спектры сопрано или меццо-сопрано и без того богаты составляющими высоких частот и потому обладают полетностью. Зато мужским голосам высокая форманта необходима.
Полетностью звучания обладают и музыкальные инструменты, даже не создающие большой акустической мощности. Таковы, например, скрипки великих итальянских мастеров Амати, Гварнери, Страдивари.
Современные методы исследования позволяют оценить полетность и выразить ее численно. В схему измерений входят генератор «белого» шума, магнитофон с фонограммой исследуемого голоса, смеситель с регуляторами уровня, громкоговоритель (или головные телефоны) и шумомер (или измеритель уровня). Шум и сигнал подаются на громкоговоритель (головные телефоны) через микшер.
«Белый» шум представляет собою как бы звуковую завесу, через которую должны пробиться голос певца или звучание инструмента. Уровень шума поддерживается постоянным, например 80 дБ, а уровень сигнала постепенно понижают, пока голос не станет еле слышен на фоне шума.
Разность уровней шума и полезного звучания называют коэффициентом полетности, носкости. У хороших певцов он равен 25…30 дБ, у певцов-любителей 15 … 20 дБ. Если из хорошего, «звонкого» голоса фильтром вырезать высокую певческую форманту, коэффициент полетности упадет с 25…30 дБ до 12…15 дБ.
Хороший певческий голос вырабатывается многими годами обучения. Развитие техники звукоусиления вывело на концертные эстрады множество «микрофонных» певцов, подчас имеющих эффектную внешность и умеющих свободно держаться перед зрителями, но не утруждающих себя певческой учебой или не имеющих исходных природных данных. Чтобы сделать звучание их голоса сколько-нибудь приемлемым, прибегают к своеобразным «голосовым протезам», искусственно формирующим некоторое подобие певческой форманты.
Особым исполнительским приемом является вибрато. Вибрато — результат периодического изменения интенсивности, частоты и спектра звука. В струнных грифовых инструментах периодическое изменение частоты (высоты) достигается покачиванием пальца на грифе, в пении — выработанным упражнениями действием голосового аппарата.
Для слуха наиболее приятно вибрато с частотой 5…7 Гц. Более медленные колебания воспринимаются как качание, изменение высоты тона, более частые — как дрожание. Такое певческое вибрато музыканты называют «блеянием барашка». Наиболее яркое ощущение вызывает частотное вибрато. Утомительное для восприятия воздействие тона постоянной высоты заменяется его периодическими колебаниями. При этом, однако, сохраняется ощущение устойчивости высоты тона. Хорошее вибрато придает звуку певческого голоса большую выразительность и устойчивость.
Вибрато как исполнительский прием используют и драматические артисты, особенно при выражении сильных чувств и страстей. К нему часто прибегают инструменталисты — скрипачи, виолончелисты, трубачи, саксофонисты, чтобы придать звучанию инструмента «поющий» характер.
Вибрато опытных певцов отличается приятной, ласкающей слух плавностью. Выражено оно не сильно. Поэтому создается ощущение, что голос льется непрерывной струей, лишь слегка пульсирующей. Пульсации делают голос живым, одухотворенным. Если нет вибрато, голос становится сухим, безжизненными, «прямым как палка». У неопытных певцов вибрато бывает грубоватым, резким. Создается впечатление прерывистого звука. Такое вибрато музыканты называют «тремоляцией голоса»
Певческий голос — тонкий инструмент. На его звучание влияет многое: недостаток сна, переедание или, наоборот, голод, изменения атмосферного давления, авиационные перелеты. Самое губительное для голоса — нервное напряжение. Звукорежиссерам следует внимательно относиться к пожеланиям певца относительно времени записи и не считать их за капризы исполнителя. Технические неполадки при подготовке записи или во время ее проведения могут надолго выбить певца из творческого состояния.
Часто спорят, стоит ли певцу классического плана исполнять произведения «эстрадного жанра» или участвовать в сборных эстрадных концертах? Если это не связано с полным отходом от основной деятельности, в этом нет ничего зазорного или плохого. А исполнение хорошим певцом произведения т.н. «легкого жанра» будет радовать его слушателей и расширит творческий диапазон певца.
Восприятие звучания оркестра
В состав современного симфонического оркестра входит четыре группы инструментов: смычковые (струнные), деревянные духовые, медные духовые, ударные. Каждой из них поручают определенные мелодические, гармонические, тембровые, ритмические задачи. Важным для полноты восприятия является соблюдение баланса звучностей различных групп. Неприятно восприятие звучания, в котором заметно преобладают только низкочастотные или только высокочастотные составляющие (если речь не идет о создании специальных тембровых эффектов). Исходя из этого, к концу XVIII века, во времена Гайдна и Моцарта, сложился классический состав оркестра.
Струнная группа | Деревянные | Медные | Ударные |
---|---|---|---|
Первые скрипки — 10 | Флейты — 2 | Валторны — 2 | Литавры — 2 |
Вторые скрипки — 8 | Гобои — 2 | Трубы — 2 | |
Альты — 6 | Кларнеты — 2 | Тромбоны — 2 | |
Виолончели — 5-6 | Фаготы — 2 | Туба — 1 | |
Контрабасы — 3-4 |
Для музыки Л. Бетховена, Р. Вагнера, Р. Штрауса потребовалось увеличение группы медных духовых. При этом соответственно была увеличена группа струнных смычковых, чтобы сохранить баланс звучностей. Количество первых и вторых скрипок, в частности, было увеличено соответственно до 16 и 14. Желаемый баланс звучностей задумывается еще композитором и выверяется во время репетиции оркестра в соответствии с концепцией дирижера.