Архитектурное освещение Развлектательные заведения Театры и концертные залы Системы оповещения
ООО "КОРТМИ" / CORTMI Ltd. / ТОВ "КОРТМІ"
О понимании параметров мощности громкоговорителей
ПечатьСкажите другу
ПечатьСкажите другу
Источник: журнал «Звукорежиссер»

О понимании параметров мощности громкоговорителей

I. Электрические программные (музыкальные) сигналы и мощность усилителя

Программный электрический сигнал или просто программный сигнал — это электрические сигналы музыки, речи, шума или одиночные импульсы.

Усилителем звуковых частот является электронное устройство, которое усиливает по мощности программный электрический сигнал до уровней, позволяющих громкоговорителю развивать максимальное паспортное звуковое давление (maximum Sound Pressure Level, max SPL). (Автор использует термин «громкоговоритель» как синоним понятия «акустическая система» — прим. ред.). Для достижения наилучшей точности воспроизведения программного сигнала усилитель должен иметь ровную амплитудно-частотную характеристику (АЧХ), широкую полосу пропускания, низкий коэффициент нелинейных искажений.

Громкоговоритель — это функциональный набор электронных компонентов, а именно: низкочастотных (НЧ), среднечастотных (СЧ), высокочастотных (ВЧ) драйверов и пассивных фильтров, объединенных одним акустическим оформлением в любом сочетании, или один широкополосный драйвер в акустическом оформлении.

Мощность усилителя, выделяемая на электрическом сопротивлении нагрузки (в нашем случае это электрический импеданс громкоговорителя или драйвера — Zгр., Ом), — это сумма мощностей всех гармоник, содержащихся в спектре усиленного программного сигнала. Мгновенное значение мощности (Pмгн., Вт), выделяемое на электрическом сопротивлении нагрузки (Zгр., Ом), прямо пропорционально квадрату действующего значения напряжения (мгновенного напряжения на клеммах громкоговорителя или драйвера Uгр., В) обратно пропорционально действующему электрическому сопротивлению громкоговорителя (Zгр.,Ом) (см. формула 1).

Pмгн.=U2гр. Zгр. (1)

Драйвер — это преобразователь электрической энергии в энергию звуковых волн. На практике обычно используют электродинамические преобразователи, в которых переменный ток программного сигнала приводит в движение звуковую катушку, помещенную в магнитное поле постоянного магнита. Она, свою очередь, механически жестко связана с колебательной системой (бумажным диффузором или диафрагмой), которая является рабочим телом преобразователя. Преобразование происходит за счет колебаний диффузора или диафрагмы в воздушной среде относительно точки покоя (когда сигнал отсутствует) с частотой колебаний программного сигнала.

Следует отметить, что электрический импеданс громкоговорителя очень сильно меняется при изменении частоты подаваемого на громкоговоритель электрического сигнала. Если активное электрическое сопротивление звуковой катушки драйвера равно 8 Ом, то на некоторых частотах электрический импеданс может падать до 5…6 Ом, а на других частотах он может подниматься до десятков Ом. Многие фирмы-производители громкоговорителей приводят в технических паспортах график изменения электрического импеданса (Zгр., Ом) при изменении частоты (f, Гц).

С помощью формулы 1 можно рассчитать мощность, выделяемую на сопротивлении нагрузки, для любой точки (в любое мгновение) программного сигнала, но невозможно математически представить программный сигнал в целом и оценить его, так как его спектральные и динамические характеристики сложны.

Для описания мощности сложного по природе программного сигнала используют следующие параметры: пиковая мощность (peak power), мгновенная мощность (instantaneous power), музыкальная мощность (musicpower) или программная мощность (program power).

Что же означают эти термины?

В сущности, эти параметры описывают природу программного (музыкального) электрического сигнала и мощность, требуемую для его воспроизведения с течением времени. Электрическая лампа накаливания мощностью 300 Вт представляет собой постоянную 300-ваттную электрическую нагрузку для источника электричества, а 300-ваттный усилитель способен выдавать эту мощность в нагрузку (громкоговоритель). Рис. 1 иллюстрирует природу программного (музыкального) электрического сигнала и мощность, которая требуется для его воспроизведения в течение 9 мс.

Рис.1.График, иллюстрирующий природу электрического программного сигнала и мощность, которая требуется для его воспроизведения с течением времени

Пиковая мощность (peak power) программного сигнала — это максимальная мощность, выделяемая на электрическом сопротивлении громкоговорителя (Zгр.) за определенный временной интервал воспроизведения программного сигнала (см. рис. 1).Мощность программного сигнала может достигать уровня пиковой мощности (peak power) один или больше раз за время воспроизведения.

Для примера: мощность, выделяемая на электрическом сопротивлении громкоговорителя (Zгр.), достигала максимально возможных 900 Вт два раза за время воспроизведения музыкального фрагмента длительностью 4 минуты. Все остальные мгновенные значения мощности лежали ниже уровня 900 Вт за время воспроизведения этого четырехминутного музыкального фрагмента.

Мгновенная мощность (instantaneous power) программного сигнала — это выделяемая на электрическом сопротивлении громкоговорителя (Zгр) мощность, которую требует для своего воспроизведения программный сигнал, включая пиковую мощность (peakpower), и принадлежит любой точке (для любого мгновенного значения времени) графика огибающей мощности программного сигнала (см. рис. 1).

По сути дела, физический смысл пиковой мощности (peak power) и мгновенной мощности (instantaneous power) одинаков. Эти факторы являются возникающими в каждое мгновение реальными затратами электрической мощности программного сигнала, часть этих затрат преобразуется драйвером в звуковую энергию.

Строго говоря, термины «мгновенная мощность» (instantaneous power) или «пиковая мощность» (peak power) могут относиться к любой мгновенной точке программного сигнала и функционально связаны с максимальной мощностью, которую может потребовать программный (музыкальный) сигнал от усилителя для его воспроизведения.

Средняя мощность (average power) программного сигнала — это общая средняя мощность за интервал времени, скажем, 9 мс, как на рис. 1. Обычно среднюю мощность представляют среднеквадратичным значением (Root Mean Squared Power, RMS Power (Prms, Вт). Это виртуальный показатель мощности программного сигнала, который получается в результате математического перемножения среднеквадратичного тока (Irms, A) и среднеквадратичного напряжения (Urms, В) (см. формула 2).

Prms=Irms×Urms (2)

Современные цифровые измерительные приборы позволяют измерять среднеквадратичную мощность (Prms,Вт) электрических программных сигналов в реальном времени. Инженерная практика показала, что именно среднеквадратичные значения мощности в большей степени отражают «нагревательную способность» электрических сигналов, чем другие виды средних значений мощности. Поэтому среднеквадратичный показатель мощности используют в расчетах, которые позволяют оценить тепловой режим (температуру, время разогрева) компонента, на электрическом сопротивлении которого выделяется мощность. В нашем случае некоторая часть мощности программного сигнала преобразуется звуковой катушкой драйвера в тепловую энергию. Основная задача — не давать звуковой катушке драйвера разогреваться до температуры разрушения.

Здесь следует отметить два момента: пиковые (peak) и средние (average) мощности очень зависят от природы программного сигнала, и их отношение может значительно меняться от одной музыкальной программы к другой.

Такие термины, как «музыкальная мощность» (music power) или «программная мощность» (program power), строго не определены и являются, в основном, рекомендательными значениями для удобства при подборе усилителя. Однако эти значения всегда меньше, чем значения пиковой мощности, о чем ниже и пойдет речь.

На рис. 1 показана огибающая мощности программного сигнала при воспроизведении громкоговорителем с течением времени. Отметим, что большую часть времени выходная мощность довольно низкая, и лишь случайные мгновенные пики требуют полной мощности усилителя.

Отношение значений мощностей между двумя пунктирными линиями (рис. 1), выраженное по шкале дБ, является пик-фактором или крест-фактором мощности программного сигнала. В нашем случае пик-фактор, равный 25 дБ, является типичным для классической музыки. Для рок-музыки пик-фактор приблизительно равен 8…10 дБ. Под рок-музыкой здесь нужно понимать не столько музыкальный стиль, сколько состав музыкальных инструментов и метод аудиозаписи, обуславливающий такой пик-фактор. Такими музыкальными инструментами являются ударная установка, где звуки большого и малого барабанов, том-томов, хай-хэта, тарелок и т.д. снимаются отдельными микрофонами; перкуссия; бас-гитара в сочетании с басовым кабинетом; электрогитара в сочетании с гитарным «комбо»; электроорган или клавишные; медная духовая секция и др. Некоторые стационарные электрические сигналы имеют следующие пик-факторы: у меандра 0 дБ, у синусоидального сигнала 3 дБ.

Все громкоговорители способны выдерживать воздействие коротких пиков мощности, намного больших, чем мощность, которую громкоговоритель может выдерживать длительное время. Точный выбор усилителя зависит именно от этой способности громкоговорителя.

II. Как измеряется мощность усилителя, какие значения мощности усилителя приводятся в техническом паспорте?

Для того чтобы детально разобраться в проблеме правильного подбора типа усилителя и его выходной мощности, необходимо знать,как измеряется и нормируется его выходная мощность. На практике применяется множество различных методов тестирования усилителей, один из которых рассмотрим более подробно.

К выходным клеммам испытуемого усилителя поочередно подключаются эквиваленты электрической нагрузки (громкоговорителя), которыми являются резисторы с активными электрическими сопротивлениями, равными номинальному импедансу подключаемых громкоговорителей,то есть 8, 4 или 2 Ом. Эквивалент нагрузки усилителя должен выдерживать без термических повреждений мощность, развиваемую усилителем.

Параллельно эквиваленту нагрузки также подключается осциллограф, вольтметр и измеритель коэффициента нелинейных искажений. На вход усилителя с тестового генератора подается синусоидальный электрический сигнал с частотой колебаний 1 кГц. Затем сигнал увеличивается по амплитуде напряжения до тех пор, пока сумма среднеквадратичных амплитуд напряжений побочно генерируемых гармоник в спектре усиленного электрического сигнала не достигнет 0,5%. Это показатель общих гармонических искажений (total harmonic distortion, THD) от среднеквадратичного значения амплитуды напряжения тестового сигнала на выходе усилителя, что является приемлемой величиной для профессионального усилителя.

Вместе с этим фиксируют пиковое значение амплитуды напряжения синусоидального тестового сигнала на выводах эквивалента нагрузки. Такой тест производят поочередно для каждого значения электрического сопротивления нагрузки. Пиковая выходная мощность, развиваемая усилителем (Ppeak, Вт), рассчитывается по формуле 3 исходя из уже известных нам пикового напряжения (Upeak, В) и активного электрического сопротивления эквивалента нагрузки (Rэкв, Ом).

Ppeak=U2peak/Rэкв (3)

Однако в технический паспорт усилителя, как правило, вносят среднеквадратичное (Prms) значение выходной мощности, вычисленное по результатам вышеприведенного метода. К примеру, если в техническом паспорте на усилитель указано значение выходной мощности, допустим, 300 Вт на сопротивлении нагрузки 4 Ом и указан метод измерения этой мощности (1 кГц при 0,5% THD), то пиковые значения выходной мощности (Ppeak) для данного электрического сопротивления нагрузки будут достигать 600 Вт, так как пик-фактор синусоидального тестового сигнала равен 3 дБ  (два раза по мощности).

III. Как природа музыкального или программного сигнала связана с характеристиками мощности громкоговорителя?

Рис.2. Драйвер в нормальном рабочем состоянии (A) и в режиме перегрузки (B)

Громкоговорители могут испытывать два вида повреждений от мощности подаваемого на них сигнала — термическое и механическое. Предположим, что усилитель мощностью 300 Вт выходит из строя и самовозбуждается на высокой частоте за пределами слышимости. В этом случае легкая звуковая катушка ВЧ-драйвера может сгореть от избыточного перегрева. С другой стороны, предположим, что низкочастотный драйвер подвергается избыточному ходу диффузора и звуковой катушки, например, из-за возникновения очень низких по частоте колебаний проигрывателя пластинок, из-за чрезмерного усиления низких частот, возбуждения на низких частотах или любой комбинации этих факторов. Вследствие этого движущиеся части НЧ-драйвера могут сильно деформироваться, что вызовет перекос звуковой катушки в зазоре магнитной системы, и появится скрежет. В исключительных случаях звуковая катушка может быть вытолкнута из магнитного зазора или заклинена (рис. 2.).

Мощность, требуемая для механического повреждения подвижной системы драйвера, может быть небольшой (не более 20…50 Вт), если«повреждающие» составляющие программного сигнала находятся ниже диапазона воспроизводимых частот.

Дело в том, что при воспроизведении составляющих программного сигнала, находящихся ниже диапазона частот, воспроизводимых драйвером последний перестает работать как эффективный преобразователь электрической энергии в звуковую, его КПД значительно уменьшается. Объясняется это уменьшением реактивной механической силы действующей на подвижную систему драйвера со стороны прилегающей к ней массы воздуха, или уменьшением сопротивления излучения. В этом случае вся механическая энергия звуковой катушки драйвера, затрачиваемая на создание звуковой волны, перераспределяется только на деформацию механических элементов, удерживающих ее, и на преодоление сил инерции, действующих на колебательную систему, величина которых также уменьшается. Магнитные системы современных профессиональных драйверов могут обеспечивать настолько большую механическую силу, создаваемую звуковой катушкой, что она способна при сложившихся обстоятельствах своим поступательным движением механически разрушить элементы подвеса колебательной системы и деформировать диффузор. При этом максимальное смещение колебательной системы относительно точки равновесия, когда программный сигнал отсутствует, будет ограничено лишь механической прочностью диффузора и элементов его подвеса — подвеса диффузора и центрирующей шайбы для НЧ- и СЧ-драйверов.

Правильная инженерная практика требует установки в трактах профессиональных звуковых систем фильтров, которые отфильтруют«повреждающие» составляющие программного сигнала, лежащие ниже диапазона воспроизводимых частот. Эти фильтры должны обеспечивать крутизну характеристики 24 дБ/окт.

Термическое повреждение драйвера происходит из-за избыточного нагрева его звуковой катушки. Причина в том, что через обмотку звуковой катушки протекает переменный ток программного сигнала, что вызывает ее нагрев. Как было отмечено выше, среднеквадратичный показатель мощности (Prms) электрического сигнала наилучшим образом отображает степень нагрева электронного компонента, на электрическом сопротивлении которого выделяется мощность. Таким компонентом в нашем случае является звуковая катушка драйвера. Судить о ее термическом режиме можно, только осуществляя контроль за уровнем среднеквадратичного напряжения (Urms) программного сигнала по отношению к пиковому (Urms), или пик-фактором.

Для того чтобы обезопасить дорогостоящие акустические системы от термического повреждения драйверов, желательно в тракт воспроизведения включать измеритель уровня среднеквадратичного (Urms) и пикового (Upeak) напряжений программного сигнала. Как правило, такие приборы обеспечивают контроль за пик-фактором программного сигнала в реальном времени, что существенно облегчит правильную настройку динамической обработки сигнала. Это особенно важно во время «живой» работы, когда ситуации, сильно изменяющие средние и пиковые показатели мощности программного сигнала, возникают часто.

IV. Как нормируются пределы мощности профессиональных громкоговорителей американской фирмы JBL?

Клиппирование — жесткое ограничение амплитуды напряжения электрического сигнала по заданному уровню. Существует два вида клиппирования: несимметричное и симметричное. Несимметричное клиппирование — это ограничение амплитуды напряжения одной из полуволн электрического сигнала, положительной или отрицательной. Симметричное клиппирование — это ограничение амплитуды напряжения обеих полуволн электрического сигнала, и порог ограничения напряжения для каждой полуволны одинаков.

Как мы уже выяснили, громкоговоритель может быть поврежден избыточным перегревом звуковой катушки или разрушен в результате чрезмерного хода на низких частотах диффузора и звуковой катушки. В идеале целесообразно использовать стандартный тестовый сигнал, который включает тест, провоцирующий оба вида повреждений (разрушений), и который в то же время был бы связан с реальными программными сигналами, встречающимися в жизни. Такой сигнал описан стандартом International Electrotechnical Commission (IEC) № 268-5. Это сигнал клиппированного розового шума (симметричное ограничение) с пик-фактором 6 дБ по мощности, спектр которого лежит в диапазоне от 40 Гц до 5 кГц. Крутизна характеристики фильтров 12 дБ/окт.

Рис.3.Блок-схема оборудования, используемого для определения пределов мощности профессиональных акустических систем по методу IEC(A) и АЧХ IEC-фильтра (B)

При тестировании сигнал этого типа подается на громкоговоритель в виде приращений мощности и конечная мощность нормируется, как мощность, которую образец выдержал без термических и механических повреждений в течение 8 часов. Подробная схема этого теста показана на рис. 3.

Как указано, пик-фактор мощности шумового сигнала равен6 дБ, что является точной мерой значения уровня пиковой мощности (peak power) шума по отношению к мощности (average power или RMS power), обладающей «нагревательной способностью» тестового сигнала. Пик-фактор 6 дБ означает, что данный громкоговоритель подвергался воздействию электрического сигнала, мощность которого в четыре раза больше, чем средняя (RMS) мощность сигнала. Например, громкоговоритель, нормируемый как 150-ватный (150 Вт IEC), по приведенному методу тестирования подвергался в течение восьми часов воздействию мгновенной мощности 600 Вт (peak power).

Этот метод настолько хорошо соотносится с реальными условиями,что фирма JBL приняла его для тестирования своих громкоговорителей вместо всех ранее используемых ею методов.

V. Что является необходимым условием надежной работы громкоговорителя в разных ситуациях на практике?

Фирма JBL определяет три категории применения громкоговорителей, каждая из которых требует правильного подбора выходной мощности усилителя.

1. Когда необходимо поддерживать точную передачу пиков программного сигнала, звуковая система должна комплектоваться усилителями вдвое большей мощности, чем мощность IEC. Например, студийная мониторная акустическая система 300 Вт (IEC), предназначенная для контроля сигналов с большим пик-фактором, должна быть нагружена на усилитель выходной мощностью 600 Вт.

Необходимо пояснить, что главным здесь является точность мониторинга, а современная технология производства музыкального продукта позволяет реализовать даже большое значение пик-фактора записанного программного сигнала. Но пиковые составляющие таких программных сигналов являются столь короткими, что вряд ли повредят компоненты системы. Таким образом, дополнительные 3 дБ мощности дадут результат в виде более чистой работы акустической системы.

2. Для стандартных применений, где требуется длительная, но не искаженная работа акустических систем, питание должно осуществляться усилителем, мощность которого равна мощности IEC. Такие системы могут быть случайно перегружены или самовозбуждены. При питании усилителем с выходной мощностью, равной мощности IEC, пользователю гарантирована безопасная работа.

3. Для использования с музыкальными инструментами, когда искаженный (перегруженный) звук может являться свойством данной музыки, система должна питаться усилителем, выходная мощность которого равна половине мощности IEC. Дело в том, что большое количество рок-музыки исполняется (или записывается) на полной мощности усилителей, практически при клиппировании (искаженный звук электрогитары или бас-гитары). Пик-фактор такого программного сигнала может быть меньше 6 дБ. Когда усилитель выдает по паспорту, скажем, 400 Вт (RMS) неискаженного синусоидального сигнала и эксплуатируется в режиме клиппирования, то его среднеквадратичная выходная мощность может подниматься до уровня 800 Вт, что намного больше, чем допустимый уровень среднеквадратичной мощности для большинства громкоговорителей. Таким образом, понижение выходной мощности усилителя до половины IEC (RMS) обезопасит работу акустических систем.

VI. Сравнение пределов мощности профессиональных акустических систем и анализ показателей мощности программных сигналов этих громкоговорителей

Рис.4. Характеристики мощности профессиональных акустических систем разных фирм-производителей

На рис. 4 для сравнения показаны характеристики мощности профессиональных акустических систем различных фирм. Там же показаны рекомендуемые мощности усилителей, которые должны работать в паре с этими громкоговорителями.

Пояснить данный рисунок можно на примере громкоговорителя американской фирмы Community WET-228, который позволяет воспроизводить программные (музыкальные) сигналы, содержащие на 0,8 дБ (200 Вт) больше мощности, затрачиваемой на воспроизведение пиковых нюансов музыки, чем, скажем, программные сигналы, подаваемые на громкоговоритель фирмы JBL JRX-115. Это сделает более точным и динамичным воспроизведение музыкального сигнала с большим пик-фактором. То есть данный громкоговоритель позволяет долговременно воспроизводить программные сигналы электронной и рок-музыки, у которых пик-фактор начинается с 6,8 дБ и выше без термических и механических повреждений его компонентов. Однако стоит опасаться программных сигналов, у которых пик-фактор меньше 6,8 дБ (для Community WET-228). Воспроизведение таких программных сигналов означает верный перегрев звуковых катушек и поломку громкоговорителя, так как порог IEC (RMS) мощности 250 Вт будет неотвратимо превышен при работе с рекомендованным усилителем «под клип».

Работа усилителя “под клип” — на языке профессиональных звукоинженеров означает работу усилителя на выходной мощности, очень близкой к максимальной мощности, которую может выдавать усилитель без искажения усиленного программного сигнала. На практике данный режим контролируют по встроенным в усилитель индикаторам, которые сигнализируют о достижении напряжением на выходе усилителя порога ограничения по амплитуде.

С другой стороны, громкоговоритель английской фирмы Turbosound TXD-151 позволяет без термических и механических повреждений выдерживать музыкальные сигналы, в которых содержится на 50 Вт больше «нагревательной» (RMS) мощности при таком же пределе пиковой мощности 1200 Вт. Это дает некоторый запас термической выносливости звуковым катушкам при воспроизведении музыкальных сигналов с низким пик-фактором.

Способность громкоговорителей безотказно работать, воспроизводя различные программные сигналы, обладающие разными пик-факторами, сильно зависит от их конструктивных особенностей. Нередко для наилучшего охлаждения звуковых катушек применяют охлаждающую магнитную жидкость, как, например, в громкоговорителях фирмы Community. Это позволяет улучшить охлаждение звуковой катушки, тем самым увеличить мощность громкоговорителя и уменьшить коэффициент термической компрессии мощности.

Коэффициент термической компрессии мощности — показывает, на сколько дБ снижается мощность (peak power и RMS power), потребляемая громкоговорителем в результате увеличения импеданса звуковой катушки драйвера из-за ее разогрева.

Данное конструктивное решение позволило инженерам фирмы Community дать звукорежиссерам бонус на предел пиковой мощности. В приборах обработки сигнала (динамических процессорах) пик-фактор программного сигнала может ухудшаться в результате клиппирования в микшерных консолях или эквалайзерах. Чрезмерная мастер-компрессия может служить причиной «выжигания» звуковых катушек в профессиональных акустических системах, особенно СЧ- и ВЧ-драйверов. Следует всегда помнить об отношении напряжение/мощность: например, подъем усиления в какой-либо частотной полосе эквалайзера всего на 3 дБ ведет к увеличению мощности, подаваемой на громкоговоритель в этой частотной полосе, приблизительно в 2 раза!

Следует также обратить внимание на то, что программный сигнал может содержать экстремальные и непредвиденные всплески мощности, по уровню соответствующие пределу пиковой мощности для данного громкоговорителя, допустим, 1200 Вт. Предположим, что масса звуковой катушки драйвера равна нулю, а теплопроводность неизмеримо высокая. В этом случае во время работы драйвера скорость разогрева его звуковой катушки не будет отставать от скорости нарастания электрической мощности, выделяющейся на электрическом сопротивлении звуковой катушки (Zгр.). Поскольку реальные звуковые катушки имеют массу и теплопроводность, то скорость их разогрева отстает от скорости нарастания мощности программного сигнала.

Этим объясняется физический смысл способности драйвера переносить без термических повреждений короткие по уровню пики мощности, большие, чем средняя мощность (RMS). Эта способность драйвера позволяет измерить некоторый интервал времени, при котором звуковая катушка нагреется до критической температуры разрушения при подаче на драйвер всплеска (пика) мощности, соответствующего уровню пиковой мощности. Многие фирмы-производители строго оговаривают время действия такого рода всплесков мощности, которое нельзя превышать. Превышение паспортного времени действия экстремального всплеска мощности приведет к перегреву и термическому разрушению звуковой катушки драйвера.

Такие пики мощности могут возникать, к примеру, во время живой работы в результате переходных процессов в сетях питания звуковой аппаратуры. Различного рода обратные связи могут вызывать генерацию электрических колебаний с полной мощностью усилителя. Импульсные электромагнитные наводки на сигнальные кабели могут также служить причиной возникновения экстремальных всплесков мощности, например, от работы тиристорных световых диммеров или атмосферных разрядов.

Современные цифровые контроллеры акустических систем позволяют своевременно отсекать всплески напряжения, внезапно возникшие в программном сигнале и опасные по амплитуде для громкоговорителей. Выбор параметров и настройку таких приборов нужно производить так, чтобы это не мешало достоверно (то есть без динамических искажений) воспроизводить с требуемой атакой составляющие программного (музыкального) сигнала, к примеру, атаку звука малого барабана. Также желательно использовать профессиональные сетевые фильтры и уделять должное внимание заземлению оборудования. На длинных линиях передачи программного сигнала, особенно тех, которые проходят под открытым небом, рекомендуется устанавливать системы предохранительных разрядников.

VII. Выбор мощности для громкоговорителя в случае, если в техническом паспорте указаны два и более значений мощности

Стоит повторить сказанное выше: громкоговоритель, нормируемый как150-ваттный (150 Вт IEC) согласно методу тестирования IEC, подвергался в течение восьми часов воздействию мгновенной мощности 600 Вт (peak power). Сказать, что «данный громкоговоритель потребляет мощность 150 Вт, и поэтому он 150-ваттный» было бы неправдой и не соответствовало бы физическому смыслу, так как реальные мгновенные мощности, выделяющиеся на импедансе громкоговорителя при воспроизведении программного сигнала, гораздо больше.

Выражение пределов мощности громкоговорителя «одним числом», как это принято, скажем, для утюгов и электроплиток, является неправильным из-за невозможности упростить выражение сложного по природе процесса преобразования мощности программного сигнала. Фраза: «Мощность данного громкоговорителя 150 Вт» не несет, по сути, никакой полезной информации о пределах его мощности и программных сигналах, которые должны им воспроизводиться.

Два фактора мощности (IEC или RMS и Peak) являются грамотной и понятной для звукоинженеров формой выражения пределов мощности громкоговорителя, исходя из которых осуществляется точный подбор усилителя для каких-либо условий применения, а также сравнение громкоговорителей.

В заключение следует сказать, что мощность, потребляемая громкоговорителем, является не единственной физической величиной, определяющей связь между программным сигналом и тем звуковым давлением, которое получается в результате усиления. Поэтому сравнение (оценку) громкоговорителей целесообразно производить в комплексе с показателями звукового давления, диаграммами направленности и амплитудно-частотными характеристиками (АЧХ). Кроме того, нужно производить акустические расчеты, направленные на оптимальную интеграцию акустических систем в данное пространство (комнату, зал, стадион).




ООО "КОРТМИ" ул. Собинова 2П, 83004, г. Донецк тел. +38-095-064-17-14 (Viber, WhatsApp), e-mail: info@cortmi.ua
   Copyright© 2022 CORTMI Ltd. All rights reserved Использование материалов cortmi.ua разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на cortmi.ua
Находится в каталоге Апорт